Не проснуться утром холодным,
Не поднять с отвращением веки.
Что угодно отдать, что угодно,
Чтоб были квесты хорошие где-то.
Как это не прискорбно осознавать, но "золотая эпоха" квестостроения действительно уже давно закончилась, затерявшись где-то в середине 90х и ещё пытаясь из последних сил удержаться на плаву на рубеже тысячелетий. Сегодня квестостроение в основном держится на эротических квестах мелких студиях, которые еле сводят концы с концами, да на не многочисленных фанатах, которые взяв на вооружение несколько бесплатных движков, продолжают клепать классические квесты (у многих это кстати получается).
Сейчас многие с ностальгией вспоминают классические Monkey Island и Leisure Suit Larry, The Last Express и Gabriel Knight, и ещё десятки других проектов. Но поговорим мы сегодня не о них. Сегодня речь зайдёт о игре, о которой знает каждый уважающий себя геймер 90х, не зависимо от того, любил он когда-нибудь квесты или нет. Прошу любить и жаловать, виновник торжества - Myst.
Myst - он самый сложный :)
Как всем известно, сложность является камнем преткновения всех игр. Но если хардкорный шутер – дело, в общем-то, нормальное, RPG – терпимо, слэшер - обыденно. То вот трудный в прохождении квест – вещь очень нишевая и скользкая, и разработчик имеет все шансы быть не понятым аудиторией.
Но так случилось, что один из труднейших квестов The Myst стал чуть ли не самым популярным. Как это вышло - до сих не совсем понятно, но за всю историю серии «Мисты» продались более чем 12 милионным тиражом и создали свой поджанр.
Первый шаг, на пути к величию. Myst
Первая часть Myst вышла в далёком 1993 году благодаря стараниям четырёх человек – геймдизайнеров Миллеров, звукорежиссёра Криса Брэндкемпа и художника Чака Картера. Сюжет игры рассказывал о неком Страннике, который нашёл необычную книгу под названием “Myst” и попал в мир этой книги. Мист – это таинственный остров, на котором Странник находит библиотеку с диковинными книгами. Задача главного героя заключается в том, чтобы достать недостающие страницы к фолиантам и разгадать тайну острова.
На самом деле, чтобы рассказать историю и смысл The Myst, сейчас можно потратить очень и очень много времени . Настолько оригинального и интересно поданного сюжета среди квестов до этого не было, да и врятли когда-нибудь будет.
Геймплей игры – пожалуй, самая главная особенность Myst. Странник перемещается по мирам Миста через раскиданные создателем Атрусом книги-порталы, доступ к которым открывается путём решения довольно трудных, но интересных загадок. Все перемещения в игре осуществлялись с помощью мыши. В Myst, в отличие от многих квестов, игрок не мог погибнуть от врагов или под воздействием окружающей среды – против него были лишь пазлы, и чтобы пройти игру, нужно было посетить все миры. В самом конце на основе полученной информации предстояло сделать очень нелёгкий выбор.
Если сейчас посмотреть на графику оригинального Myst, то остаётся лишь презрительно хмыкнуть. Но работа художника и геймдизайнера была видна в каждом квадратном сантиметре окружения – горы, ручьи, неприветливые рифы, удивительные подземелья – всё проработано на высшем уровне, и вы никогда бы не перепутали один мир с другим.
По прошествии лет разработчики не забыли первую часть Myst. В 1999 году вышел первый ремейк оригинальной игры, под названием Myst: Masterpiece Edition. В 2000 на свет появился realMYST 3D Edition, а в 2003 - Myst 10th Anniversary. Так же появились ремейки игры на PlayStation Portable и Nintendo DS. А совсем недавно, в мае этого года, первый Myst увидел свет даже на iPhone.
Интересные факты о Myst:
Pyst — пародийная игра от компании Parroty Interactive, выпущена 10 октября 1996. Создатели игры - решили показать всему миру, что должно произойти с тихим островком Myst после того, как на нём побывают миллионы игроков-туристов. Остров попросту представили в виде огромной кучи мусора. Игра стала довольно популярной, после чего появилось её дополненное издание — Pyst: Special Edition. В это же время появился анонс пародии на вторую часть сериала Myst — Driven: The Sequel to Pyst, — однако компания Parroty Interactive вскоре обанкротилась и свернула все работы. |
Сиквел появился на свет в 1997 году и сыскал не меньшую популярность, чем оригинальная игра. Сюжет Riven логически продолжал события первой части.
В главных ролях снова оказывался мистер Странник. В этот раз он посещал мир D’ni, где заключен его давний знакомый Атрус. Отец Атруса, Ген, с помощью известной по первой части технологии, создаёт новый мир, Riven, где провозглашает себя Богом и царём, устанавливая жестокую тиранию. Пересказывать остальной сюжет сиквела ,одной из самых загадочных игр в истории, думаю будет преступлением. Хочу лишь добавить, что в Riven: The Sequel to Myst было целых девять альтернативных концовок, что просто обязывало игрока к повторному прохождения.
Геймплей Riven с точностью до микрона повторял первую части. Игрок всё так же путешествовал через десятки разнообразных миров и на пути решал многочисленные загадки – от средних до умопомрачительно трудных. При этом к удивлению многих, разработчики умудрились остаться при своём и сохранили разнообразие, практически не повторяясь.
Как и в случае с Myst , без римейка не обошлось. На Pocket PC в 2005 году вышел улучшенный вариант Riven, с дополнительным контентом и подкрашенной графикой, а так же с руководством пользователя и электронной версии романа по игре.
Шаг три. Myst III: Exile
Третья часть появилась на свет в 2001 году, уже в новом тысячелетии и ознаменовалась целым рядом интересных событий. Во первых в разработке уже не принимали участие братьями Миллеры, которые были причастны к первым двум частям. Так же в третьем Myst была впервые в серии использована система «свободного просмотра», дающая игроку возможность 360-градусного обзора.
Сюжет как и в предыдущих играх предлагал игроку выполнить роль Странника, друга Атруса. Атрус, представитель расы D'ni, мог создавать миры, называемые Эпохами, путем написания описательных книг. В Exile, Атрус написал эпоху для D'ni, чтобы они могли жить в ней и восстанавливать свою цивилизацию. Книга была украдена неизвестным и Странник отправлялся в преследование за вором, чтобы вернуть ее Атрусу.
Но не одним сюжетом всегда жил «Мист». Как всегда, он отличается отменным геймплеем. Myst III: Exile не стал исключением: игрок всё также путешествовал по загадочным и таинственным мирам, перемещаясь с помощью курсора по отрендеренным фоновым изображениям. Нововведение в геймплее было ровно одно – впервые в сериале появился обзор на 360 градусов. Он позволил сделать погружение в игру более сильным, а ощущение сопричастности – ясным.
Графически для 2001 года игра смотрелась очень живенько. Особенно если принимать к сведению факт, что введенная обзорная перспектива заставила художников основательно поработать. Более того, в игру было включено видео с живыми актёрами, причём видеовставки интегрированы прямо в фон, создавая иллюзию присутствия живых людей в искусственных мирах.
Из маленьких минусов третье части стоит отметить, что разработчики предусмотрели всего две концовки, сложность местами вызывала неподдельное удивление. А так же сюжет всё-таки местами был очень запутан. Но собственно это не мешает быть Myst III: Exile одной из лучших адвенчур последнего десятилетия.
Интересные факты о Myst:
Три игры серии — Myst, Riven и Myst 5: End of Ages — являются разработкой компании Cyan. Разработкой двух других игр — Myst 3: Exile и Myst 4: Revelation — занимались Presto Studios и Ubisoft соответственно. Разные разработчики использовали разные подходы к стилю и атмосфере игр. Например, в Myst 4: Revelation книги-тюрьмы Spire и Haven представлены в виде полноценных миров, однако в первых играх серии данные книги рассматривались исключительно как маленькие пространства без возможности перемещения по ним. |
Myst IV: Revelation мы увидели в 2004 году. Как и в предыдущих частях, все было снова очень интересно и неповторимо. А так же очень и очень сложно. Разработкой четвёртой части занималась уже сама Ubisoft.
Со времён событий Myst 3: Exile прошло уже десять лет. Атрус вновь вызывает к себе в гости бессменного героя серии, Странника. Причина проста: Атрус когда-то посадил двух своих сыновей в две книги-тюрьмы, где они провели заточение несколько лет, а теперь он желает узнать, пошло ли им это на пользу. Именно с этой целью Странник в очередной раз посещает параллельные миры. Чуть позже выясняется, что Сиррус и Аххенар (сыновья Атруса) уже давно мечтают отомстить отцу и Страннику ничего не остаётся сделать, как остановить братьев.
Геймплей «Мист 4» снова продолжил лучшие традиции сериала. Сами пазлы хоть были и довольно логичны, но всё же ещё отличались повышенной сложностью. При этом в игре была введена замечательная система помощи: от призрачных и тонких намёков до прямых и чуть ли не последовательных указаний того, что именно нужно сделать. Других изменений было немного. Знаменитая мистовская «рука-курсор» теперь не просто выступала в роли тематический стрелочки, а самой настоящей… руки, как бы это глупо не звучало: в Myst IV, прямо как в недавнем Penumbra, нужно самолично открывать ящики или стучать по бочке. Мелочь, а эффект погружения усиливался в несколько раз.
Графически Myst IV: Revelation был выполнен безупречно. Опустив взгляд на скамейку, мы видели, как картинка как бы фокусируется на ней, демонстрируя малейшие шероховатости и трещины. Отведя взгляд – резкость снова терялась. Про потрясающую анимацию, модели, обилие кат-сцен и качественного живого видео можно дажн не рассказывать. Кстати Myst IV была одной из первых игр, появившийся исключительно на диске формата DVD, что в 2004 году было новинкой.
Естественно, как и любой другой игры, у «Мист 4» были и недостатки. Далеко не всегда было очевидное решение паззлов (особенно музыкальная задачка, которая способна вывести из себя любого человека, не имеющего абсолютного музыкального слуха), лёгкие трудности в интерфейсе и обратной связи. Но они меркнут по сравнению с атмосферой, сюжетом и специфическим, но очень качественным геймплеем.
По мнению большей части фанатов это была лучшая часть великого сериала. Я один из этих фанатов.^^
Интересные факты о Myst:
При портировании версии игры для Macintosh на Windows разработчики столкнулись с рядом препятствий, в результате две версии получили некоторые различия в технических решениях. Например, звуковые эффекты стали более тонкими: игрок мог различить дуновение слабого бриза и приветливого ветерка в разных частях острова. Кроме того, звуки работающих машин не ослабевали, когда персонаж покидал область с ними. Саундтрек игры был несколько сокращен, однако переходы между мелодиями стали более плавными. В более позднем переиздании Myst: Masterpiece Edition все эти особенности сохранены. |
Как считают многие фанаты, на четвёртой части разработчикам нужно было остановится и забыть про игровую серию, как сладкий сон. К сожалению в 2005 году мир увидел Myst V: End of Ages, последняя игру в серии, которой не смотря на всё своё великолепие, было просто суждено провалиться. "Почему?" - спросите вы, ведь разработкой снова занималась студия Cyan, ответственная за первые две части сериала. Ответ находится на поверхности, во всём виновато третье измерение и общая затасканность серии.
Сюжет игры разворачивался вокруг двух основных персонажей: Йе́ши, которую можно было встретить в Myst 3: Exile, Myst 4: Revelation, и нового действующего лица Э́шера , последнего из хранителей D'ni, который и поведает игроку о происходящих событиях. Для того чтобы восстановить древнюю цивилизацию и дать ей шанс к процветанию, необходимо использовать таинственный заблокированный артефакт, известный как Скрижаль. Использовать его может только один человек — Сеятель. Всеми предполагалось, что Сеятелем является Йеша, однако её попытки разблокировать Скрижаль потерпели неудачу. Поэтому цивилизации D'ni снова нужна помощь Странника. Последнему суждено посетить четыре причудливых мира и активировать в них таблички. Таблички являются ключами к использованию Скрижали.
Геймплей не представлял из себя абсолютно ничего нового, всё таже старая, как мир формула. Правда от пазлов в пятой части оставалось двоякое впечатление. Откровенно проходные головоломки сменялись пазлами уровня Энштейна или Ломоносова. Из неприятностей также поджидали такие развлечения, как «Нажми эти кнопки и скорее беги к захлопывающейся двери» или «Посмотри на подсказку и тащись в другую часть уровня». К сожалению был убран и физический движок, который так радовал, по крайней мере меня, в четвёртой части.
Про графику в Myst V: End of Ages я хотел бы поговорить отдельно. Несмотря на то, что буквально каждая местная локация представляла из себя абсолютно законченный шедевр компьютерной живописи, многими это было принято в штыки. Всё же переход в полный 3D - это не то, что хотели многие игроки.
На этом историю оригинального Myst можно закончить и поставить жирную точку. Таких квестов думаю мир уже больше не увидит, так как они уже никому не нужны. А фанаты? Фанаты денег не приносят.
В статье использовались материалы
Отдельное спасибо Страннику за увлекательное путешествие по параллельным мирам.